автор: цуранков владимир

Жалость как ресурс

о пользе жалости
Новые статьи я также публикую в
Телеграм канале «НЕсоветы» и в Инстаграм, подписывайтесь.
Тема жалости не так однозначна, как о ней часто пишут и говорят. В жалости, как и в любой другой эмоции, есть много ресурса.

Любое чувство — это индикатор, который сообщает человеку о том, что происходит вокруг и как это для него. Жалость — чувство, которое помогает замечать трудности и оказывать поддержку.

Жалость можно испытывать к кому-то, а можно к себе. Если жалость возникает в отношении себя, то пора позаботиться о себе и попросить чьей-то помощи. Жалостью можно делиться или оставлять при себе, можно принимать или не принимать.
Что пишут и говорят о жалости
О жалости пишут, что от нее необходимо избавляться, что это защитная реакция инфантильной личности, что жалобщик — это манипулятор, который занимает позицию жертвы и имеет вторичные выгоды. Короче, ничего хорошего.
С чем это связано
Мы живем в обществе, для которого характерно стремление к персональной самореализации и личным интересам. Которое ориентировано на самодостаточность, успех и достижения. В котором человек стремится к абсолютной независимости от других, демонстрируя уверенность, отрицая свои слабости и уязвимости.

В таком обществе нет места для жалости. Попробуй пожалуйся и тебе тут же прилетит порция просветительской информации о позиции жертвы, слабоволии, и рекомендации подписаться на блог лайф коуча об успешном успехе, бизнесе и достижениях. Вот как надо жить, а не вот эти твои сопли.
К чему это приводит
Если мы игнорируем жалость, то не можем пользоваться поддержкой других, да и своей собственной. Это в свою очередь приведет к истощению и постоянной усталости. И тогда жалость, которую мы игнорируем, может стать раздражением, злостью, ненавистью.

В итоге жалость как чувство становится заблокированным:

1
Люди не жалуются
Потому что думают, что пожаловаться - значит проявить слабость, значит будут думать, что я строю из себя жертву.
2
Людям не нравится, когда их жалеют
Потому что человек, которого жалеют, может думать, что его воспринимают как беспомощного и слабого. А тренды таковы, что таким быть нельзя, никогда. И тогда можно чувствовать унижение, когда тебя жалеют.
3
Людей бесят те, кто жалуется
Так происходит по нескольким причинам:

  • Сами нуждаются в поддержке и хотят пожаловаться, но не разрешают это себе.

  • Чувствуют, будто должны что-то сделать для того, кто жалуется. Часто эта задача неразрешима, ведь жалобщик умело убедит любого в своем бедственном положении. В итоге, люди не знают, чем помочь и как реагировать. Из-за этого появляется неловкость и стыд, которые прикрываются злостью.

  • Чувствуют манипуляцию, будто на них пытаются переложить ответственность за решение своих проблем. В этом есть часть правды. Потому что себя становится жалко не только, когда устал и не хватает сил, но и когда хочется, чтобы кто-то другой потратил свои силы за вас. Но есть два варианта. Бывает, что человек манипулирует осознанно, с целью получения выгоды. А бывает, что человек не умеет по-другому. У него действительно может быть внутреннее убеждение, что он маленький, слабый, беспомощный, беззащитный и не способен справиться с трудностями.
Что делать с жалостью

1
Если жалко себя
В терминах гештальт-терапии жалость к себе можно обозначить как форму ретрофлексии - это когда я делаю для себя то, что хотел бы получить от другого. Получается, что человек хочет получить помощь, поддержку и заботу о себе. Но вместо того, чтобы открыто просить об этом другого, он делает это для себя сам.

Чтобы жалость к себе не становилась патологической, важно разобраться в тех причинах, по которым человек себя останавливает от открытого обращения к другому. О причинах я писал выше.
2
Если жалуетесь Вы
Если вы не обсуждаете какую-то проблему, а именно жалуетесь, то тем самым вы невольно ставите другого человека в ситуацию, где ему трудно будет чувствовать себя полезным. Поэтому важно легализовать этот процесс.

Например: "Мне сейчас плохо, я хочу пожаловаться. Я не жду от тебя решения моих проблем. Мог бы ты просто побыть со мной?".

Т.е. важно осознавать, что вы хотите получить от другого в результате своих жалоб и говорить об этом открыто.
3
Если жалеют Вас
Многим это не нравится. Во-первых, если вас жалеют, то это может быть реакцией на какое-то ваше поведение или рассказ. Вы уверены, что не хотели вызвать жалость? Потому что может получиться хитрая схема: один рассказывает что-то другому, получает поддержку, а потом, чтобы не спалиться, говорит: "Да не, все норм, я не жалуюсь". А тот, кто пытался поддержать, оказывается "дурачком с инициативой".

Во-вторых, если вас жалеют, то это необязательно означает, что вас хотят унизить или ощутить за счёт вас собственную силу. Поддержка бывает искренней.
4
Если жалко другого
Помните, что не все готовы принимать жалость, даже если реально в ней нуждаются. Поэтому есть несколько вариантов:

  1. Отреагируйте, как велит сердце, а потом извинитесь, если это окажется неподходящим;

  2. Покажите, что человек имеет право жаловаться, а затем спросите, чем можете помочь. Например: "Если бы я оказался в такой ситуации, мне было бы очень тяжело. Что я могу для тебя сделать?"

  3. Оказывайте помощь, но будьте внимательны в отношении себя, чтобы не использовать другого для собственного самоутверждения.
5
Если жалуются Вам
Не всегда жалуется - значит манипулирует. Человеку может быть нужна поддержка. Поэтому проверяйте свои фантазии, не навешивайте сразу ярлыки.

Не берите на себя слишком много. Если не знаете, что посоветовать, то говорите о том, что с вами происходит: "Я чувствую растерянность", "Мне хочется тебя поддержать, но не знаю, что мог бы сделать". Не всегда нужен совет. Тот, кто жалуется, не лишён интеллекта. Чаще потребность в том, чтобы получить эмоциональную поддержку, разделить с другим свои переживания и быть в них принятым, не осужденным.
Как пользоваться жалостью
Мне кажется, что жалость уже априори имеет негативную окраску. Ассоциируется с нытьем и бездействием. Если для вас это так и при слове жалость ваше лицо сжимается в противное "Фи", то, вероятно, вам может подойти слово сострадание.

Сострадание - это:
  1. чувствительность к страданию (жалость);
  2. понимание его причины;
  3. поведение, направленное на облегчение страдания.

В этом определении содержится и последовательность того, как пользоваться жалостью.

Сначала вы не игнорируете, а замечаете жалость - это первая ступень к тому, чтобы получить поддержку, набраться сил. Затем вы проясняете причины ее возникновения. И только потом начинаете действовать, чтобы изменить свое состояние.

Жалость - наш ресурс, потому что любое переживание - это индикатор потребности. Прислушиваясь к нему, мы понимаем чего хотим и как это получить. И уже само это знание делает нашу жизнь более комфортной.
автор статьи:
Цуранков Владимир
Я профессиональный психолог. С 2017 года веду частную практику: встречаюсь с людьми очно или онлайн и помогаю разбираться в их трудностях.
Запись на консультацию
Если хотите записаться на консультацию, заполните форму ниже. Я перезвоню, отвечу на вопросы, если они есть, и мы договоримся о формате, дате и времени встречи.

Длительность консультации — 50 минут.
Стоимость:
очно — 1 700 р.
онлайн — 2 850 р.
Услуги, которые оказывает Цуранков Владимир Андреевич, не являются медицинскими. Отправляя информацию о себе, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и даете согласие на обработку персональных данных. Ознакомиться с политикой конфиденциальности можно на странице: https://nesovety.ru/privacy
Рассылка
Один раз в неделю я могу присылать Вам новые статьи.
Для этого подпишитесь на рассылку:
Услуги, которые оказывает Цуранков Владимир Андреевич, не являются медицинскими. Отправляя информацию о себе, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и даете согласие на обработку персональных данных. Ознакомиться с политикой конфиденциальности можно на странице: https://nesovety.ru/privacy

Запись вебинара "Как справиться с паническими атаками"

Почитать другие статьи:
Показать ещё
Мы используем cookie-файлы. Оставаясь на сайте, Вы даете свое согласие на их использование.
Close
Made on
Tilda