Спикер. В толпе повышается внушаемость. Мой коллега — профессиональный психолог — как-то оказался на тренинге "самого титулованного бизнес-тренера" России. Люди были в восторге и ощущали прилив сил от выступления. Мой же коллега сравнил содержательную часть тренинга с "манной кашей с комочками" потому, что рассказывались элементарные вещи. Но так как выступал "самый титулованный тренер" России, то этого никто не заметил.
Эмоциональное заражение. Это такой психологический механизм, при котором эмоции одного человека передаются другому. Кроме того, повышается эмоциональность восприятия всего, что человек видит и слышит. Вы наверное могли замечать:
— на концерте комика юмор всегда смешнее, чем по телевизору;
— на музыкальном концерте эмоций больше, чем когда слушаете музыку в наушниках;
— в клубе танцевать хочется больше.
Одновременно с эмоциональным заражением уменьшается степень критического отношения к самому себе и воспринимаемой информации. Речь не о том, что собрались глупые люди, а о том, что толпа влияет таким образом, что ответственность и критика снижаются. Возможно многие видели или слышали истории, когда в толпе люди совершали вещи, которые им не свойственны. Например, проявляли жестокость.
Разрушение интроектов. Интроекты — это устойчивые убеждения о себе, о других людях и о мире, которые не осознаются, но при этом действую как автоматические программы и влияют на наше поведение.
Например, у человека убеждение: "Другие важнее меня. Чужое мнение важнее моего".
Из-за этого убеждения человек всю жизнь живет с "разрешения" окружающих его людей. Он может испытывать неудовлетворенность от этой ситуации. Но чтобы ситуацию изменить, нужно заявить о себе, начать уважать свое мнение, отстаивать свои границы. Но человек-то знает, что "мнение другого и сам другой важнее, чем он". Следовательно, ему нельзя делать всё то, что он хочет. Поэтому он не меняет ситуацию и продолжает жить так, как живет.
Теперь представьте этого человека в толпе других людей, которые зачарованно воспринимают каждый звук, вылетающий из уст именитого оратора, ведь они заплатили по несколько тысяч за билеты и знают, насколько он и его идеи благотворно влияют на судьбы людей. Допустим, оратора зовут Тони.
Тони рассказывает эмоциональную и яркую историю, выдерживает необходимые паузы, подчеркивает интонациями важные моменты. От этой истории каждый участник сосредотачивается и погружается в свои переживания. А затем, из нескольких тысяч человек он выбирает нашего персонажа и говорит ему:
Т: Как тебя зовут?
М: Миша.
Т: Миша, что ты чувствуешь, когда я рассказываю историю этого замечательного, прекрасного, талантливого человека, но который так и не смог реализовать себя, потому что боялся?
М: Я чувствую обиду...
Т: Отлично, Миша. А теперь, я предлагаю тебе вылезти из своего панциря. Повторяй за мной: "Я имею право быть"
М: Я имею право быть (тихо)
Т: А теперь скажи это, чтобы все услышали!
М: Я ИМЕЮ ПРАВО БЫТЬ! (Мишу переполняют эмоции, он плачет, все вокруг поддерживающе аплодируют)
Т: Ты смелый парень (ободряюще и с заботой похлопывает Мишу по плечу).
Благодаря атмосфере тренинга (внушаемость, эмоциональность, снижение критичности) Миша знает, что он имеет право. Благодаря этому он становится более смелым и уверенным. Результат есть. Казалось бы! В чем подвох?