Вспомните, как вы себя чувствуете, когда в момент вашей неудачи кто-то говорит: "Я так и знал! А ведь я тебе говорил, а ты не слушал!". Наверняка первое что приходит в голову — это злость. Ведь в такие моменты хочется, чтобы человек заткнулся. Но если посмотреть внимательнее, то за секунду до злости можно было бы заметить стыд.
Вы когда-нибудь реагировали агрессивно на обвинения? Иногда это действительно защита. Но иногда, особенно когда я действительно виноват, я могу злиться, ругаться вместо того, чтобы чувствовать вину.
Представьте, что вы проходите собеседование, которого давно ждали, на позицию, которую давно хотели и в организацию, которая вам нравится. Все ваши близкие знают, сколько вы готовились к нему и на сколько это для вас важно. Но на собеседовании вам сказали, что не готовы вас взять. Вы приходите домой и все разом подбегают и начинают спрашивать: "Ну что? Ну что взяли? Нет?! А почему?". Порой в этот момент хочется махнуть рукой, сказать "Что пристали?!" или обвинить тупых эйчаров. Но если смотреть вглубь, то можно увидеть печаль и разочарование.
А бывает и так, что даже радость может маскироваться агрессией, если человек, в силу каких-то обстоятельств, считает невозможным поддаваться, проявлять или показывать радость.
Ну про любовь и ненависть все знают)
Несмотря на то, что умение различать свои эмоции, правильно их опознавать и называть является базовым навыком, с которого очень часто начинается работа, я все равно удивляюсь, сколько ясности это вносит в ситуацию клиента.
Иногда уже одно понимание собственных чувств приводит к разрешению проблемных ситуаций.
Поделитесь, хорошо ли вам удается замечать, различать и называть свои эмоции.
Если сходу трудно понять, есть легкий способ это сделать. Ответьте себе на вопрос: "Какие эмоции у меня появлялись в процессе чтения этого поста?".