Заметки после обучения
Новые статьи я также публикую в Телеграм канале «НЕсоветы», Запрещенной, ВКонтакте, подписывайтесь.
Несколько недель назад был на очередном семинаре длительного обучения психотерапии. Готовил доклад по книге Ф.Перлза «Теория гештальт-терапии».

Несколько интересных для меня теоретических моментов из доклада. Вроде все знакомо, но что-то открылось по-новому.

Пост в большей степени ориентирован на коллег и неспециалистам текст покажется сложным.

1) Вы знали, почему гештальт-терапию (ГТ) называют «целостным» подходом? До этого я встречал разные формулировки, что-то вроде «ГТ смотрит на человека целиком…», но что это означает — мне всегда было не понятно. Оказалось все просто, ГТ опирается на биопсихосоциальную парадигму: «…Представленный в этой книге подход является «целостным» в том смысле, что мы стараемся детально рассматривать каждую проблему через призму социально-биологически-физического поля…».

2) «…Контактная граница — «орган» связи организма и окружающей среды. Контак/контактирование — процесс функционирования контактной границы, способ получать сообщения о реальности…».

[И тогда чем занимается гештальт-терапевт? — Исследует функционирование контактной границы]

3) «…Любой контакт — это творческое приспособление организма И среды…».

[Не организма К среде, а именно организма И среды]

«…Примеры прерывания:
— тревога — результат прерывания возбуждения творческого развития;
— невротические «характеры» — стереотипные паттерны, ограничивающие гибкий процесс творческого подхода к новым явлениям…».

4) «…Ясная Фигура объединяет потребности, энергию организма и возможности, предоставляемые средой. Смутная Фигура сообщает о том, что что-то в окружающей среде воспринимается в общих чертах, не выражена какая-то важная органическая потребность…».

[Пока читал, нашел пример реализации того, о чем пишет Перлз: многим, кто бывал на сессиях у психолога, знакомо, когда долго описываешь ситуацию, ее различные аспекты, замечаешь эмоции, телесные ощущения, перебираешь слова для описания происходящего, и, в какой-то момент, картинка складывается в единое целое. Часто это сопровождается облегчением и ощущением ясности. В этот момент, на языке ГТ, Вы сформировали ясную Фигуру]

5) «…Терапия представляет собой анализ внутренней структуры реального переживания. Исследуется не ЧТО (содержание), а КАК (процесс). Работая с процессом, можно усилить контакт (за счет достижения сильной Фигуры), повысить осознавание и насытить поведение энергией. Достижение сильной Фигуры само по себе целительно…».

[Как я понял, Перлз пишет о том, что чтобы был эффект, осознаваться должно структурированное (процессное) содержание, а не содержание как вербализованное воспоминание, простое перечисление событий]

6) И в продолжении предыдущего пункта: «…содержание-воспоминание не черпает энергию из существующей органической потребности или окружающей среды…».

[Видимо речь о том, что при простой вербализации содержания, нет контакта с потребностью — смысл/значение ситуации не осознается]

7) Интересно было про безопасность: «...То, что обычно называют безопасностью — это отказ от риска контакта с неизвестным, цепляние за это…». И предлагает определять безопасность «…как уверенность в твердой поддержке, исходящей из прошлого опыта, из ассимиляции и роста…».

[И тогда получается, что если рассматривать безопасность в первой трактовке, то мы обречены чувствовать тревогу, из-за риска ее потерять]

8) «…Не существует безразличной или нейтральной реальности. Эмоции дают необходимое (хотя и неадекватное) знание об объектах, которые могут удовлетворить наши потребности…».

[Что тут сказать, эмоция — маркер потребности. Поэтому, но не только, психологи постоянно спрашивают: «Что Вы чувствуете?».

И уточнение Перлза о том, что эмоции дают неадекватные знания — важное напоминание. Возьмем, к примеру, культ личных границ. Иногда слышу примерно такое их понимание (дальше практически цитата): «я на Другого злюсь, а я имею право на эти чувства, чувствам надо доверять, значит Другой виноват, ведь я на него злюсь»]


9) «…Контакт — это «нахождение и создание» приходящего решения.
В психотерапии мы ищем в нынешней ситуации следы неоконченных прошлых ситуаций и, экспе­риментируя с новыми взглядами и новыми мате­риалами, почерпнутыми из реального повседнев­ного опыта, стремимся к более полной интеграции. Пациент не просто перетасовывает колоду воспо­минаний, а «находит и создает» себя…».

[Как недавно сказал мой супервизор, при обсуждении темы «сложного выбора», когда ситуация такова, что все ЗА уравновешивают все ПРОТИВ: «Решению нужно вызревать». Кажется, Перлз пишет о чем-то схожем]

10) И в завершении, просто красивое

В одной из частей Фредерик сравнивает творческое приспособление с искусством и детскими играми. Искусство/Творческое приспособление — это концентрированное ощущение и игровая манипуляция материалом: «…Человек искусства действует, повинуясь ярким ощущениям и играя. Человек искусства осознает что делает, но он не всецело опирается на сознательное мышление. Его состояние — это нечто среднее между активным и пассивным; это принятие существующих условий, выполнение работы и развитие по направлению к появляющемуся решению.

Точно также и с детьми: их яркие ощущения и свободная, явно бесцельная игра позволяют энергии течь спонтанно и создавать очаровательные изобретения…».
Рассылка
Один раз в неделю я могу присылать Вам новые статьи.
Для этого подпишитесь на рассылку:
Услуги, которые оказывает Цуранков Владимир Андреевич, не являются медицинскими. Отправляя информацию о себе, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и даете согласие на обработку персональных данных. Ознакомиться с политикой конфиденциальности можно на странице: https://nesovety.ru/privacy
Почитать другие статьи:
Показать ещё
Мы используем cookie-файлы. Оставаясь на сайте, Вы даете свое согласие на их использование.
Made on
Tilda